Что значит «просить прощения»?

Ноябрь 22, 2018 в Краматорск интеллектуальный, Культура, Маргарита Серебрянская, Мысли вслух

«Быстрее прощайте, иначе корни обиды и зла не дадут двигаться вперёд».

Это выражение в современном мире совсем не так популярно, как прямо противоположное: «Месть — это блюдо, которое подают холодным».

А ведь ещё каких-то полтора века назад человек, который затаил обиду и собирается мстить за неё, не встречал сочувствия в крестьянской среде, близкой к природе и живущей по заветам мудрых предков. «Мщения русский народ почти не понимает», — записал в конце XIX века С.Я. Дерунов, один из очень внимательных собирателей этнографических материалов. Люди признавали либо непосредственную и открытую реакцию на обиду, либо прощение вины. В умении простить некоторые достигали больших нравственных высот.

Заметным средством очищения нравственной обстановки в деревне служили обычаи просить прощенья при определённых обстоятельствах. Обычаи эти были приняты как в личных и внутрисемейных делах, так и в общине в целом.

Если человек куда-то надолго уезжал, при прощании с близкими и друзьями он обязательно просил у них прощения. При этом низко кланялись каждому из провожавших. Смысл обычая был в том, чтобы в разлуке не тяготило сознание вины, чтобы оставшиеся «не поминали лихом», чтобы очиститься от грехов перед теми испытаниями, которые ожидали в дальнем пути.

Такой же смысл вкладывался в обычай, принятый у женщин, чувствующих приближение родов, — просить прощения у всех членов семьи, кланяясь им в ноги. В некоторых местах муж и жена считали нужным попросить прощения у мира в том случае, когда жена долго не могла родить: возможно, трудное разрешение от бремени было следствием чьей-то затаённой обиды. Тогда собирали ближних соседок — только женщин; муж молился перед образом, потом обращался к пришедшим: «Мирушка, православный народушка! Простите вы меня!» Потом просила прощения у всех роженица. Им отвечали: «Бог простит, и мы туда же!»

Прощения просил у всех своих домашних каждый, отправляясь в церковь на исповедь: «Простите меня, в чём согрешил перед вами». Ему отвечали: «Бог простит». В церкви, прежде чем подойти к священнику для исповеди, клали земной поклон перед иконами и три поясных поклона перед всеми молящимися, испрашивая у них прощения в своих грехах.

Огромное значение сходка общины придавала тому, чтобы виновный попросил прощения у обиженного и у мира в целом. Если человек, совершивший проступок, сознаётся в этом и просит «у общества» прощения, то с него взимали только обычный штраф по приговору сходки. Если же он упрямо отрицал свою вину, то штраф назначался в тройном размере.

Широкую возможность помириться после скрытых или явных ссор, простить друг другу большие и малые обиды, снять напряжение, возникшее в семье или между соседями, давал обычай просить прощенья в конце Масленицы, в последнее воскресенье перед Великим постом. Воскресенье это потому и получило название «прощёный день» или «прощёное воскресенье». При наиболее полном проявлении этого обычая прощения просили буквально у всех, с кем могли видеться в этот день, а также у умерших близких. Называлось это «прощаться». В той или иной форме обычай был распространён у крестьян повсеместно: люди кланялись друг другу в ноги, целовались и на слова «прости меня» отвечали «Бог тебя простит и помилует, а ты меня прости».

Резкий переход от масленичного гулянья к строгим «прощальным» посещениям родственников и соседей отмечен в описании, присланном из Калужской губернии учителем Александром Лебедевым. Он рассказывал, как в «прощальный» день вечером веселье кончается и «поселяне ходят по домам, испрашивая прощенье друг у друга; непокорный сын в этот день предан воле своего отца, враждующая невестка — своей свекрови». Во многих найденных описаниях «прощёного воскресенья» есть указание на всеобщность обычая — ходят «ко всем» «для прощанья», «ходят один к другому прощаться» и т.д.

У обычая просить друг у друга прощения в конце Масленицы в разных краях сложились разные особенности, свой склад, но суть всюду была одна — нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений. «К сожалению, в широко распространённых у нас представлениях о Масленице и особенно в современных попытках воспроизводить какие-то её элементы этот обычай, как правило, не присутствует, учитывается лишь развлекательная сторона. Развлекательная часть Масленицы очень интересна и богата, как яркое проявление народной праздничной культуры. Но именно после бурного веселья последней перед Великим постом недели, во время которой как бы прощались с обильным столом и другими мирскими радостями, обычай просить прощенья заставлял ощущать переход к повышенным нравственным требованиям к самому себе, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи», — пишет историк и этнограф М. Громыко.

«Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным перед нами» (Иоанн Златоуст). Действительно, умение прощать тесными узами связано с умением любить. Сердце любящего человека открыто. Любящий человек готов ко всем видам благотворного сотрудничества и стремится к единству с окружающими людьми, отчётливо осознавая, что даже маленькая затаённая обида исключает его из этого братского человеческого союза. Разъединение ведёт к вражде и разрушению — как во внешнем мире, так и во внутреннем мире того, кто решил обидеться и отомстить…

Спросите себя: «Что бы я сделал, если бы в моих руках оказалось сердце моего врага?» Возможно, в первую секунду вам и захочется его уничтожить. Но — только в первую секунду. Потом вы почувствуете мягкость и беззащитность сердца, принадлежащего человеку. Пусть обидевшему вас, пусть грубому, даже жестокому, но всё же — человеку. Вам известен его грех перед вами, но неизвестно его покаяние… И вам вдруг захочется не уничтожить, а изменить, переплавить сердце вашего врага, лежащее в ваших руках, — чтобы оно стало чище, светлее и добрее. Чтобы враг однажды превратился в друга, отрекшись от прошлого и встав на путь союза.

Всё в ваших руках.

«… Прости им, ибо не ведают, что творят», — сказано в Евангелии от Луки (23:34). Простить значит проявить милосердие — милость сердца — к тому, кто нанёс обиду. Конечно, быть милосердным может только человек, сильный духом, убеждённый в том, что, несмотря на частые раздоры, все люди — одна большая семья. Не каждому от рождения дано быть милосердным, но разве не к этому все мы должны стремиться?.. В древности одним из самых жестоких наказаний было предание члена общества остракизму. Когда человека лишают общения, коллективно выражая своё неприятие, он словно умирает для окружающих. Но ведь если задуматься, общество также несёт ответственность за то, что живущий в нём гражданин совершает неблаговидные поступки. Подвергнуть кого-то гонениям легко. Гораздо труднее остановиться, заглушить голоса обиды и гнева и — не оттолкнуть. Ещё труднее — рассмотреть неблаговидное в себе и призвать себя к ответу перед собственной совестью.

Это будет серьёзным шагом к достижению главных нравственных высот, заповеданных нам предками.

В завершение хочется вспомнить строки замечательного стихотворения Бориса Пастернака «Учись прощать»:

Учись прощать… Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты прощён был сам.

Маргарита Серебрянская,

председатель Общественного Союза «Совесть»





Оставить комментарий